Погибших ученых хоронили в цинковых гробах.
Ветераны новосибирского научного центра «Вектор» рассказали о трагических случаях, произошедших при исследовании возбудителей смертельных заболеваний. Об этом сообщили в Atas.info 7 октября.
При исследовании возбудителей геморрагической лихорадки («Эбола» и «Марбурга») в Новосибирске погибли 2 человека.
В 1988 году от смертельного вируса погиб ученый Николай Устинов. Он много лет работал над исследованиями лихорадки Марбурга, но в итоге заразился, уколовшись иглой от шприца при заборе крови у морской свинки.
— Коля сразу сам пошел в изолятор. Он знал, как будет развиваться заболевание, что внутренние органы буквально превратятся в кровавую кашу. Но до последних минут, пока мог держать в руках карандаш, он подробно записывал все, что с ним происходило. Это настоящий героизм ученого. О судьбе этих записей досконально никому не известно, теоретически, они должны находиться в архивах «Вектора». У нас говорили, что из крови Коли был получен еще более устойчивый штамм, чем мы тогда располагали. Но поскольку все эти работы проходили в рамках создания биологического оружия, хоть об этом официально и не говорилось, существовала сильная завеса секретности. И даже мы, близкие знакомые и коллеги, не знали, что точно происходило потом, — рассказывает бывший коллега ученого.
Помимо этого случая в 1990 году Сергей Визунов заразился лихорадкой Марбурга. Проведя несколько месяцев в изоляторе, он сумел выздороветь.
В 2004 году во время научных экспериментов над вирусом Эболы заразилась Антонина Преснякова. Девушка также укололась иглой от шприца.
Так как возбудители геморрагической лихорадки («Эбола» и «Марбурга») очень стойки к внешним воздействиям и могут сохранять свою активность столетиями, девушку-ученого похоронили в цинковом гробу и залили могилу цементом. Такое захоронение предотвращает попадание опасного вируса в окружающую среду.
Новосибирские ученые продолжают исследовать и помогать людям. Ученые НМИЦ им. Мешалкина в сентябре 2024 года провели первую в мире операцию по созданию биокардиостимуляторов.
Валерия ПЛЮСНИНА